НКРЭКУ осуществляет регулирование тарифов на продукцию (услуги) субъектов предпринимательской деятельности в электроэнергетике, руководствуясь принципами, определенными действующим законодательством Украины. Одним из главных принципов является обеспечение баланса экономических интересов субъектов энергорынка, осуществляющих производство, передачу и снабжение электрической энергией и потребителей их продукции и услуг. Реализация этого принципа предполагает, с одной стороны, установление экономически обоснованных цен и тарифов, необходимых для выполнения текущих и инвестиционных расходов естественных монополий, а с другой, учета экономических возможностей потребителей – уровня платежеспособного спроса.

Поэтому приоритетным заданием совершенствования государственной политики в электроэнергетике является приведение тарифов на электрическую энергию для населения и других потребителей, для которых применяются тарифы на электроэнергию для населения, до экономически обоснованного уровня.

В своих разъяснениях НКРЭКУ Украины называет ряд причин повышения тарифов на электроэнергию для населения.

Так, на протяжении 2006-2014 годов средневзвешенный розничный тарифа на электроэнергию вырос в 4 раза – с 30,4 до 122,8 коп./кВт*ч. с НДС. Причиной этому стал значительный рост стоимости энергоносителей и как следствие, происходил объективный процесс роста суммы дотирования отдельных категорий потребителей, вследствие использования фиксированных (заниженных) тарифов на электроэнергию согласно Законов Украины и решений Кабинета Министров Украины. Дотации на протяжении 2006-2014 годов возросли в 7,6 раз (с 5,4 млрд. грн. до 40,8 млрд. грн. (без НДС) в год).

Кроме того, еще одним из факторов роста средневзвешенного розничного тарифа на электроэнергию стала существенная девальвация гривны к американскому доллару. Это стало причиной увеличения уровня оптовой рыночной цены электроэнергии и затрат на ее передачу и поставку. Вследствие этого, в январе 2015 года действующие тарифы на электроэнергию для населения возмещали только 21% экономически обоснованных затрат на производство, передачу и поставку электроэнергии. То есть, население фактически оплачивает в среднем менее ¼ реальной стоимости электрической энергии.

struct_tar

Разница в тарифах для населения между фиксированными и рыночными уровнями компенсируется энергоснабжающими компаниями через механизм дотаций за счет промышленности, железнодорожного транспорта, бюджетных организаций и других потребителей. То есть происходит перекрестное субсидирование населения за счет других потребителей. Таким образом, на сегодня потребители из-за необходимости дотирования населения оплачивают за электроэнергию на 26% дороже.

Принятие постановления НКРЭКУ от 26.02.2015г. № 220 «Об установлении тарифов на электроэнергию, которая отпускается населению» позволит уменьшить разрыв между уровнем реальных расходов по производству, передаче и поставке электроэнергии и фиксированным тарифом, по которому в настоящее время население и другие потребители оплачивают за потребленную электроэнергию, и сократить объемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, а также частично нивелировать факторы негативного влияния на экономику Украины, которые связаны с ростом цены на природный газ и девальвацию гривны.

graph_rost

При определении блоков потребления электроэнергии, которые дифференцируются от объемов потребления, учтены социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, по оплате которых государство дает льготы и устанавливает субсидии, согласно постановления Кабинета Министров Украины от 06.08.2014г. № 409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания».

Примечание: в статье используются материалы официальных разъяснений НКРЭКУ и презентации НКРЭКУ «Тарифи на електроенергію для домогосподарств України».